Главная » 2013 » Ноябрь » 14 » Маленькие притчи
14:56
Маленькие притчи

Действительность

При дороге, стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошёл вор, испугался — он думал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошёл влюблённый юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребёнок, напуганный сказками, увидав дерево, расплакался: он думал, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Время ли беспокоить меня?

Жил великий учёный, который распевал по утрам по три, четыре, пять часов молитвы. И так продолжалось годы напролёт. Он был великим учёным, великим знатоком санскрита, очень образованным человеком.

Наконец Кришна сжалился над ним и однажды пришёл к нему. Он встал позади этого человека, положил свою руку на его плечи. Человек посмотрел вверх и спросил: «Что вы делаете? Разве вы не видите, что я творю свои молитвы? Время ли беспокоить меня?»

И Кришна отпрянул и исчез.

Как сделать линию короче

Однажды великий индийский император Акбар пришёл в суд, нарисовал на стене линию и затем спросил у членов суда: «Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней?»

Все молчали. Но один человек засмеялся. Это был известный шутник Бирбал. Он поднялся, подошёл к стене и нарисовал над той линией, что начертил Акбар, свою линию, большую, чем первая, и сказал: «Вот я и сделал твою линию короче, не касаясь её, ведь величина и длина — вещи относительные».

Муравей и гора из сахара

Муравей подполз однажды к горе из сахара. Он не сознавал, как высока была гора перед ним, но он съел маленький кусочек сахара и принёс другой маленький кусочек домой во рту.

И по дороге домой он думал: «Следующий раз я принесу домой всю гору».

Кукла

Кукла, сделанная из соли, пошла однажды к океану, чтобы измерить его глубину. Она хотела рассказать другим, как глубок океан. Но, увы, ей не удалось исполнить своего желания. Как только кукла опустилась в океан, она сразу начала таять и очень скоро вся растворилась в океане. Стала с ним одним. Кто же мог принести другим куклам сведения о глубине океана?

Вкус блаженства

Каков вкус у твоего блаженства? — спросил кто-то Будду.

Отпей от моря, — ответил тот. — Отпей от одного берега, отпей от другого, попробуй отпить с середины океана: вкус всегда один — солёный. У блаженства один вкус.

Сын-бедняк

У одного богатого человека был блудный сын, живший в бедности и добывавший себе пропитание собственным трудом. Долгие годы отец повсюду его разыскивал, но безуспешно. Однажды сын-бедняк неожиданно столкнулся с отцом, испугался роскоши богатого подворья неузнанного им родителя и пустился наутёк. Тогда отец велел догнать его и дал сыну привычную для того самую чёрную работу. И только после ряда постепенных повышений, после того, как сын по своему положению приблизился к отцу, богач открыл своему отпрыску, кто он такой, и назначил его своим наследником.

Глупец и соль

Однажды глупец попал в дом какого-то человека. Хозяин стал потчевать его. Но еда была пресной и безвкусной. Поняв это, хозяин добавил соли. Когда соли стало по вкусу, глупец про себя подумал: «Значит, всё дело в соли. Если от одной щепотки соли так вкусно, каково же будет, если положить побольше!»

Дурак есть дурак: он тут же принялся есть одну соль. Проглотил и, вместо того чтобы усладить свой вкус, напротив, заставил его страдать.

Коровье молоко

Однажды к одному человеку должны были прийти гости. Он решил собрать коровьего молока, намереваясь попотчевать их, и стал думать так: «Через какое-то время молока соберётся много. А вдруг не окажется места для его хранения или оно прокиснет? Не лучше ли сохранить молоко в животе коровы, а когда придёт время принимать гостей, тогда разом всё и выдоить». Приняв такое решение, он тут же развёл корову и телёнка и привязал их порознь.

Прошёл месяц, и только тогда он устроил пир. Встретив и усадив гостей, хозяин наконец привёл корову, чтобы выдоить молоко. Но молока-то у коровы не оказалось: оно пропало.

Поджаренные семена

Некогда один глупец поел семян кунжута в сыром виде и решил, что это невкусно. Он поджарил их, стал есть: вкусно.

Он подумал: «А не лучше ли сажать поджаренные семена? Тогда они вырастут вкусными!»

Он поджарил семена и посадил их. Но семена уже были невсхожими.

Станьте бесполезными

Лао-цзы шёл лесом. И этот лес рубили. Но вот он подошёл к большому дереву, огромному, — под ним бы укрылась тысяча воловьих упряжек. Оно было прекрасно и всё в цвету. Он послал учеников узнать у дровосеков, почему его не рубят.

Оно бесполезно, — ответили они. — Из него ничего нельзя сделать: ни мебели, ни дома; оно не годится даже на дрова — слишком много дыма. Оно бесполезно, вот мы его и не рубим.

Лао-цзы сказал своим ученикам: «Научитесь у этого дерева, станьте столь же бесполезны, как это дерево. Тогда никто вас не срубит».

Смерть сына

Близ восточных ворот Вэй жил некий у. Когда у него умер сын, он не горевал. Домоправитель спросил его:

Почему вы не горюете ныне о смерти сына? Ведь вы, господин, любили сына, как никто другой в Поднебесной!

Зачем же мне горевать? — ответил У, что жил близ восточных ворот. — Прежде у меня не было сына. Когда не было сына, не горевал. Ныне сын умер, и его нет так же, как и не было прежде.

Две наложницы

Проходя через Сун, на востоке Чжу, Янцзы зашёл на постоялый двор. У хозяина двора были две наложницы, красивая и безобразная. Безобразную хозяин ценил, а красивой пренебрегал. На вопрос Янцзы, какая тому причина, этот человек ответил:

Красавица сама собой любуется, и я не понимаю, в чём её красота. Безобразная сама себя принижает, и я не понимаю, в чём её уродство.

— Запомните это, ученики, — сказал Янцзы. — Действуйте достойно, но гоните от себя самодовольство, и вас полюбят всюду, куда бы ни пришли.

Почему это так?

Полутень спросила у Тени:

Раньше ты двигалась, теперь ты остановилась. Раньше ты сидела, теперь ты встала. Откуда такое непостоянство поведения?

Тень ответила:

А может, я поступаю так в зависимости от чеголибо? А может, то, в зависимости от чего я так поступаю, зависит от чего-то ещё? А может, я завишу от чешуйки на брюхе змеи или от крыльев цикады? Как знать, почему это так, как знать, почему это не так?!

Некто спросил у учителя Ле-цзы:

Почему ты ценишь пустоту?

В пустоте нет ничего ценного, — ответил Ле-цзы и продолжил: — Дело не в названии. Нет ничего лучше покоя, нет ничего лучше пустоты. В покое, в пустоте обретаешь своё жилище, в стремлении взять теряешь своё жилище. Когда дела пошли плохо, прежнего не вернёшь игрой в «милосердие» и «справедливость».

Сон

Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка, весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он — Чжоу. Но вдруг проснулся, удивился, что он — Чжоу, и не мог понять: снилось ли Чжоу, что он бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу. Это и называют превращением вещей, тогда как между Чжоу и бабочкой непременно существует различие.

Управление царством

Не давая места думам ни о ранге, ни о жалованье, Боли Си кормил буйволов, и буйволы жирели. Поэтому, забыв о том, что он — презренный раб, цинский царь Мугун вручил ему управление царством.

Хитрый сосед

У одного человека засох платан, и старик сосед сказал ему:

Сухой платан — предвестник беды!

Тот человек поспешно срубил дерево, а старик сосед попросил себе дерево на дрова. Опечалился тот человек и сказал:

Вот какой у меня сосед! Ну и хитёр же! Ведь ему только и хотелось дров, потому и научил меня срубить дерево!

Вор

Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор, — словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нём вора.

Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашёл свой топор. На другой же день снова посмотрел на сына соседа своего: ни жестом, ни движением не походил он на вора.

Успокоение сознания

Монах, пришедший просить о наставничестве, сказал Бодхидхарме:

Моё сознание неспокойно. Пожалуйста, успокойте моё сознание.

Принеси мне сюда своё сознание, — ответил Бодхидхарма, — и я его успокою!

Но когда я ищу своё сознание, — сказал монах, — я не могу найти его.

Вот! — хлопнул в ладоши Бодхидхарма. — Я успокоил твоё сознание!

Что делать?

Некий монах сказал Дзёсю: «Я только что пришёл в монастырь. Пожалуйста, дайте мне наставление».

Дзёсю ответил: «Ты уже съел свою рисовую кашу?» Монах сказал: «Да».

Слова Дзёсю: «Тогда тебе лучше пойти и вымыть свою миску».

Чашка чаю

Нан Ин, японский Мастер дзен, принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о дзен.

Нан Ин разливал чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и наконец, не вытерпев,

воскликнул:

Она же полна! Больше не входит!

Вот как эта чашка, — ответил Нан Ин, — и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Как же я могу показать вам дзен, пока вы не опорожните свою чашку?

Открой свою сокровищницу

Дайдзю пришёл к китайскому мастеру Басо. Басо спросил его:

Что ты ищешь?

Просветления, — ответил Дайдзю.

У тебя же есть своя сокровищница, зачем искать снаружи? — спросил Басо.

Где же моя сокровищница? — спросил Дайдзю.

То, что ты просишь, и есть твоя сокровищница, — ответил Басо.

Ученики дзен проводят с учителем не меньше десяти лет, прежде чем они решаются учить других. Однажды Тэнно, уже прошедший ученичество и ставший учителем, пришёл в гости к Нан Ину. Шёл дождь, поэтому Тэнно надел деревянные башмаки и взял зонтик. Поздоровавшись, Нан Ин заметил:

Ты, я полагаю, оставил башмаки в прихожей. Хотелось бы знать, где сейчас твой зонтик — справа от башмаков или слева?

Замешкавшись, Тэнно не смог ответить сразу. Он осознал, что не воплощает дзен в каждом мгновении. Он стал учеником Нан Ина и проучился ещё шесть лет, чтобы достичь каждого мгновения дзен.

Я оставил девушку на берегу реки...

Как-то Тандзан и Экидо держали путь по грязной дороге. Лил сильный дождь. Подойдя к берегу реки, они повстречали девушку в шелковом кимоно с поясом, которая не могла перейти разбушевавшуюся реку. Девушка была очень красива. «А ну-ка, девушка», — немедля сказал Тандзан и, взяв её на руки, перенёс через реку.

Экидо не возобновлял беседы и молчал до вечера, пока они не достигли храма, где остановились на ночь. Там он уже не мог больше сдерживаться и сказал:

Мы, монахи, не должны приближаться к женщинам, особенно к таким молодым и красивым, ведь это опасно. Почему ты так сделал?

Я оставил девушку там на берегу, — ответил Тандзан, — а ты всё ещё несёшь её!

Самое ценное на свете

Ученик спросил Мастера дзен Содзана:

Что на свете самое ценное?

Голова дохлой кошки, — ответил учитель.

Почему же голова дохлой кошки самое ценное на свете? — попытался выяснить ученик.

Потому, что никто не может назвать её цену, — ответил Содзан.

Продавец петухов

Продавец бойцовых петухов расхваливал на рынке свой товар, уверяя, что его петухи бьются до смерти.

Продай мне лучше таких, — обратился к нему покупатель, — которые бьются до победы!

Каждый вопрос неверен

Как-то Риндзай попросил своего старшего ученика: «Скажи что-нибудь об Истине». Старший ученик подошёл к Риндзаю и ударил его. Тот засмеялся и сказал:

«Правильно! Ты поступил хорошо, потому что спрашивать нельзя. Ведь каждый вопрос неверен! Когда ученик может ударить Мастера, он сам стал Мастером.

Теперь иди и учи других!»

Один князь три месяца осаждал вражескую крепость и никак не мог взять её. Недовольный своим войском, он велел советнику отправить письмо домой с приказанием прислать на подмогу ещё дружину из самых отчаянных храбрецов. Но советник заметил ему, что армия баранов под командованием льва лучше, чем армия львов под командованием барана. И заключил, что пускай лучше пришлют другого командира.

Не в деньгах счастье

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

Выбор

Беседуя с отшельником, купец утверждал, что благодаря богатству избавлен от необходимости потакать чьим-то желаниям или вкусам.

Вот как! — воскликнул тот. — Ну а когда ты сегодня выбирал место для стоянки своего каравана, что было важнее: красота местности или наличие корма для вьючных животных?

Ясное дело, изобилие трав решило мой выбор, — ответил купец.

Выходит, хоть ты и богат, а живёшь так, чтобы скоту было по вкусу, — засмеялся отшельник.

В надежде на исправление

Молодой самурай стоял с луком и несколькими стрелами в руках, взглядом измеряя расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал ему:

Ты не научишься метко стрелять, если будешь надеяться на исправление промахов. В бою такой случай вряд ли представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя только одна стрела. И в жизни всякое дело делай сразу, не надейся, что потом можно будет что-то исправить!

В давние времена в Японии пользовались фонарями из бамбука и бумаги со свечой внутри. Как-то слепому, побывавшему в гостях у друга, предложили такой фонарь, чтобы он шёл домой с ним.

Мне фонарь не нужен, — сказал слепой, — свет и темнота для меня равны.

Я знаю, что тебе не нужен фонарь, чтобы различать дорогу, — ответил ему друг. — Но если ты пойдёшь без фонаря, то кто-то другой может на тебя налететь. Так что возьми фонарь.

Слепой отправился в путь с фонарём, но едва прошёл немного, как кто-то прямо налетел на него.

Смотри, куда идёшь! — крикнул он незнакомцу. — Фонаря не видишь?

Он же у тебя не горит, приятель, — ответил тот.

Основной принцип святого Учения

Император Лян У-ди, который был учеником Бодхидхармы и усердно помогал распространению дзен-буддизма в Китае, как-то спросил у патриарха, что он заслужил своими делами в будущих жизнях.

Ровно ничего, — ответил тот.

Каков же в таком случае основной принцип святого Учения?

Да оно пусто, в нём нет ничего святого!

Кто же тогда ты, что стоишь перед нами?

Я не знаю, — сказал Бодхидхарма.

Естественность

Когда Мастер дзен Банкэй умер, один слепой сказал: «Я не могу видеть лица человека, но могу определить его характер по голосу. Обычно, если кто-то приносит поздравления, я слышу скрытую зависть. Если кто-то соболезнует, я часто слышу удовлетворение в его голосе. Но во время всех моих бесед с Бан-кэем, его голос всегда был честным. Если тот выражал радость, то я слышал радость. Если говорил о печали, его голос звучал печально».

Пустота

Как-то к монаху Джошу, о котором рассказывают, что изучать дзен он начал в шестьдесят лет, сатори получил в восемьдесят, а затем учил до ста двадцати лет, пришёл ученик с вопросом:

Если я добьюсь пустоты в своём уме, что делать потом?

Выброси её, — посоветовал Джошу.

Как я могу выбросить то, чего нет? — настаивал ученик.

Если не можешь, неси с собой, — нетерпеливо ответил Учитель.

Человек пересекал поле, на котором жил тигр. Он бежал со всех ног, тигр за ним. Подбежав к обрыву, он стал карабкаться по склону, уцепившись за корень дикой лозы, и повис на нём. Тигр фыркнул на него сверху. Дрожа, человек смотрел вниз, где немного ниже другой тигр поджидал его, чтобы съесть. Только лоза удерживала его.

Две мышки, одна белая, другая чёрная, понемногу стали подгрызать лозу. Человек увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, другой он стал рвать землянику. Какая же она была сладкая!

Всё — лучшее

Когда Бандзан шёл по рынку, он услышал разговор между покупателем и мясником.

Дай мне самый лучший кусок мяса, — сказал покупатель.

Всё, что есть у меня в лавке, — лучшее, — ответил мясник.

Ты не сможешь найти кусок мяса, который не был бы самым лучшим? При этих словах Бандзан обрёл просветление.

Мгновение дороже сокровищ

Важный господин попросил Токуана, дзенского Учителя, сказать ему, как нужно проводить время. Он чувствовал, что дни его слишком посвящены учреждению, и попытался сидеть неподвижно, чтобы завоевать почтение других.

Токуан написал восемь китайских символов и дал их человеку: Этот день не повторится дважды.

Мгновение дороже сокровищ. Этот день больше не придёт.

Каждая минута — бесценное сокровище.

Хороший собеседник

Какой-то монах спросил у Учителя дзен Линь-Цзи:

В чём состоит основной смысл Дхармы Будды? Наставник произнёс: «Кхе».

Монах низко поклонился.

Этот почтенный монах очень хорош как собеседник.

Один монах спросил Ма-цзы:

Что есть Будда?

Ум — это Будда, — ответил Ма-цзы.

А что есть Путь? — спросил тогда монах

Не-ум — это Путь, — ответил Ма-цзы.

Будда и Путь — это что, разные вещи? — спросил монах.

Будда — это подобно вытягиванию руки, Путь — это подобно сжиманию кулака, — ответил Ма-цзы.

Нет воды — нет корабля

Однажды ученик спросил у Мастера дзен Ма-цзы:

Вода не имеет костей, но она легко держит корабль весом в тысячи тонн. Как это может быть?

Здесь нет воды и нет корабля — что я должен объяснять? — спросил Ма-цзы.

В чём разница?

Как-то у Бодхидхармы спросили: «Какова разница между жизнью великого мудреца и обыденной жизнью заурядного человека?»

Бодхидхарма ответил: «Это подобно осенней паутине. Некоторые ошибочно принимают её за пар, но в действительности это паутина, парящая в воздухе. Средний человек видит мудреца и считает его жизнь такой же, как и его собственная обычная жизнь, в то время как просветлённый человек видит нечто святое в жизни среднего человека».

Люди забыли низко склоняться

Молодой человек спросил старого раввина: «Мы слышали, что в прошлом, в старые золотые дни, люди, бывало, видели Бога своими собственными глазами, люди, бывало, встречались с Богом. Бог, бывало, ходил по земле. Бог, бывало, называл людей по их именам. Бог был очень близко. Что же случилось теперь? Почему мы не можем видеть Его? Почему Он прячется? Куда Он ушёл? Почему Он забыл землю? Почему Он больше не ходит по земле? Почему Он больше не поддерживает за руку людей, спотыкающихся во тьме? Раньше Он, бывало, делал это». Старый раввин посмотрел на ученика и сказал: — Сын мой, Он и сейчас там, где и был, но люди забыли, как склоняться так низко, чтобы увидеть Его.

Изменение уже началось

К одному хасидскому Мастеру пришёл человек и спросил: «Что мне следует делать, чтобы стать мудрым?» Учитель ответил: «Выйди и постой там». А на улице шёл дождь. И человек удивился: «Но как это может помочь мне? Может быть, кто знает?» Он вышел из дома и встал там, а дождь лил и лил. Человек полностью промок, вода проникла под одежду. Через десять минут он вернулся и сказал: «Я постоял там, что теперь?»

Цадик ответил: «Что случилось? Когда вы там стояли, дано ли вам было какое- нибудь открытие?»

Человек ответил: «Открытие? Я просто думал, что выгляжу, как дурак!»

Мастер сказал: «Это великое открытие! Это начало мудрости! Теперь вы можете начинать. Вы на правильной дороге. Если вы знаете, что вы дурак, то изменение уже началось».

Пышно цветущая роза

Некто, имея сад, насаженный аллеями смоковниц, яблонь и гранатовых деревьев, сдал его арендатору. Придя туда через некоторое время, он нашёл сад совершенно запущенным, заросшим терновником. Позвал он людей, чтобы вырубить терновник, но в это время среди колючих зарослей заметил пышно цветущую розу, издававшую упоительное благоухание. И он сказал: «Ради одной этой розы я готов оставить всё в этом саду нетронутым».

Зрячий и слепой

Шли одним путём зрячий и слепой. И сказал зрячий слепому:

Когда мы войдём в дом, ты зажжёшь свечу и посветишь мне.

Помилуй, друг! — возразил слепой. — Когда мы были в пути, ты был единственной поддержкой мне; ты указывал мне дорогу, пока мы дошли до дома, а теперь ты мне, слепому, говоришь, чтобы я светил тебе!

Я для того говорю это, — ответил зрячий, — чтобы дать тебе возможность хотя бы чем-нибудь вознаградить меня за услуги, оказанные тебе.

У царя был советник, которого царь отличал особым благоволением.

Проси, что дать тебе, — сказал ему однажды царь.

Подумал советник царский: «Попрошу серебра и золота, царь даст мне; он в этом мне не откажет. Но попрошу-ка я лучше царевну в невесты: вместе с нею придёт и всё остальное».

Гость в доме

На вопрос: «Куда идёшь ты, учитель?» — Гиллень иногда отвечал: «Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный приём моему гостю». — «А какой же это ежедневно гость у тебя в доме?» — «А бедная душа разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а завтра, глядишь, и нет её».

Предсмертное благословение

Учитель, благослови нас! — стали просить ученики.

Да будет воля Господня, — произнёс раввин Иоханан, — чтобы страх перед Богом был так же силён в вас, как страх перед людьми!

И этого достаточно, Учитель?

О, дал бы только Бог! Вы знаете — совершающий преступления повторяет одно: «Только бы ни кто не заметил сделанного мною!»

Свой свет

Молодой раввин жаловался раввину из Ризхина: «В часы, когда я посвящаю себя занятиям, я чувствую жизнь и свет, но как только я оставляю их, всё уходит. Что мне делать?»

Раввин из Ризхина ответил: «Это подобно человеку, пробирающемуся через лес тёмной ночью; какое-то время другой человек с лампой сопровождает его, но на перекрёстке они расстаются и первому приходится нащупывать свой путь одному. Вот если бы у него был свой свет, он не боялся бы никакой темноты».

Птица и море

Свила птица гнездо на морском берегу. Смыло гнездо прибоем. Обозлилась птица и давай клювом воду из моря на берег выливать, а песок с берега бросать в воду. Увидала это другая птица и спрашивает:

Что ты делаешь, безумная?

Не уйду отсюда, — отвечает первая, — пока не превращу море в сушу и сушу в море.

Глупейшее ты создание! Многое ли ты, в конце концов, сделать можешь?

Некий афинянин, находясь в Иерусалиме, дал ребёнку несколько мелких монет и сказал:

Иди, купи и принеси мне такого кушанья, чтобы я поел, насытился и, что останется, мог бы взять в дорогу.

Ребёнок пошёл и принёс ему соли.

Вот, — сказал он, — то, что ты велел купить: клянусь, ты и поешь, и насытишься, и чтобы в дорогу взять останется.

Тухлая рыба

Некто послал слугу на базар купить рыбу. Купленная рыба оказалась тухлой. За это хозяин предложил слуге одно из трёх наказаний: съесть рыбу, либо получить сто ударов, либо же заплатить сто мин.

Съем рыбу, — выбрал слуга.

Принялся есть, но не успел окончить, как ему сделалось дурно.

Нет, — заявил он, — лучше уж получить сто ударов.

На шестидесятом ударе он почувствовал, что больше ему не выдержать.

Остановитесь! — закричал он. — Плачу сто мин. Оказалось — он и тухлой рыбы наелся, и бит был, и денег лишился.

Участок земли

Некто имел участок земли, покрытый кучами мусора, и решил его продать. Купивший эту землю очистил её от мусора и нашёл на том месте родник превосходной воды. Насадил он виноград и гранатовые деревья, остальное место разбил на грядки под ароматические растения; посадки свои подвязал на тычинах, построил тут же башню и приставил к месту надёжного сторожа.

Прохожие не могли на это налюбоваться. Случилось побывать там прежнему владельцу. Видя, во что превратилась прежняя пустошь, он воскликнул: «Горе мне! Такое место я продал! Такой благодати я лишился!»

Сын

Посадил отец сына себе на плечи и пошёл ходить по базару. Заметит ребёнок ту или другую вещь и говорит: «Купи мне это, отец!» Тот и покупает. Раз, другой, третий. Увидел ребёнок товарища своего и спрашивает: «А не знаешь ли ты, где мой отец?» — «Глупец! — отозвался отец. — Сидишь у меня на плечах, я покупаю для тебя всё, чего ты ни пожелаешь, и ты же у первого встречного спрашиваешь: "Не видел ли моего отца?"»

Взял и сбросил сына с плеч своих; подбежала собака и укусила ребёнка.

Сеятель

...Вот, вышел сеятель сеять:

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло,

потому что земля была неглубока.

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корней, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его.

Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Горчичное зерно

Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём.

Которое хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Семя

Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт, не знает он.

Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Пшеничное зерно

Если пшеничное зерно, пашни в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода.

Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную.

Хороший урожай

У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он рассуждал сам с собой: «Что мне делать?

Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё. И скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Однажды ночью, когда все ушли и ученики легли спать, Никодим пришёл к Иисусу и спросил: «Что я должен делать, чтобы войти в Царство Божие?»

Иисус сказал: «Пока ты не умрёшь, ничто не является возможным. Если ты умрёшь, только тогда ты сможешь войти в Царство Божие. Такой, какой ты есть, — ты должен умереть, лишь тогда ты сможешь родиться таким, каково твоё внутреннее существо».

Судья

В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «Защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. И после сказал сам себе: «Хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне».

Смоковница

Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плоды на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: «Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает».

Но виноградарь сказал ему в ответ: «Господин! Оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом. Не принесёт ли плода? Если же нет, то в следующий год срублю её».

Двое молящихся

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам себе так: «Боже! Благодарю тебя, что я не таков,

как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь

два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил:

«Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»

Твой крест

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: «Можно я выберу себе иной крест?» Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: «Выбирай».

Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгенький-лёгенький крестик, подошёл к Богу и говорит:

«Боже, можно мне взять этот». — «Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть».

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть.

Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

Что имеешь в кошельке...

Однажды Иисус Христос проходил через одно селение. Собралась большая толпа недовольных людей, которые, окружив, начали поносить его. Иисус Христос стоял и улыбался. Один человек, наблюдавший за происшедшим, подошёл к Иисусу Христу и спросил, почему тот ведёт себя так. Иисус Христос ответил: «Каждый даёт то, что имеет в своём кошельке».

Д о м и з м е я

Один человек с женой и сыном поселился в городе, выстроил себе дом. Но в доме этом появилась змея и начала постепенно вредить ему. Сначала повредила ногу его коню, затем довела до могилы его сына, далее жену, и наконец сам хозяин сделался её жертвою.

Всякий раз, как только змея вредила хозяину, он собирался её убить, но как только пойдёт приводить в исполнение своё намерение, то на дороге найдёт золотую монету и, обрадовавшись находке, возвращается обратно.

Молодая серна

Молодая серна была вскормлена одним богатым человеком. Когда серна достаточно выросла, естественно, она начала стремиться в пустыню.

Однажды она пошла со двора и как-то смешалась со стадом диких серн. Рабы богатого человека погнались за серной, а в стаде одних серн перебили, других же перерезали.

Ребёнок

В одном городе случилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник созвал всех утром в храм молиться о дожде. Пришёл весь город, и весь город смеялся над одним ребёнком. Ребёнок пришёл с зонтиком. И каждый смеялся и говорил: «Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь. Дождя не будет». Ребёнок сказал: «А я думал, что. если вы помолитесь, дождь пойдёт».

Недостаток

Один дервиш под видом ученика регулярно посещал еженедельные собрания некоего лжесуфия, который воображал, что учит истинному Пути. Каждый раз, когда дервиш появлялся в собрании, он задавал мнимому суфию нелепый вопрос.

После того как дервиш поддел его несколько сотен раз, лжеучитель закричал на дервиша:

Ты приходишь сюда в течение двенадцати лет, и все твои абсурдные вопросы — только варианты того, который ты только что задал!

Да, я знаю, — сказал дервиш, — но удовольствие, которое я получаю, видя вас столь раздражённым, — единственный мой недостаток.

Корова и свинья

Один богач спросил у приятеля:

Почему меня упрекают за жадность, когда известно, что я распорядился передать после моей смерти всё, что я имею, на благотворительные цели?

В ответ, — сказал друг, — я позволю себе рассказать о том, как свинья жаловалась корове, что к ней плохо относятся: «Люди всегда говорят о твоей доброте и нежных глазах. Конечно, ты даёшь им молоко и масло, но ведь я даю больше: колбасы, окорока и отбивные, щетину, даже ножки мои варят! И всё равно никто меня не любит. Отчего так?»

Корова немного подумала и ответила: «Может быть, потому, что я даю всё это ещё при жизни?»

Грамматик

Перевозя некоего педанта через бурную реку, рыбак сказал что-то такое, что показалось, тому грамматически неправильным.

Разве ты никогда не изучал грамматику? — спросил учёный.

Нет.

Значит, ты потерял полжизни.

Через некоторое время поднялся ветер, и рыбак обратился к своему пассажиру:

Учился ли ты когда-нибудь плавать?

Нет, а что? — ответил тот.

Значит, ты потерял всю жизнь — мы тонем!


Большой пёс, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил:

Что ты так гоняешься за хвостом?

Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки — это счастье и что счастье моё в хвосте, поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.

Сынок, — сказал пёс, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил своё мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье моё в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошёл, что бы ни делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.

И это пройдёт

Один могущественный царь, властитель необозримых земель, был так мудр, что великие мудрецы были его простыми слугами. И вот однажды случилось так, что он почувствовал себя расстроенным чем-то. Тогда созвал он всех слуг своих и сказал им слово своё: «Неведома мне причина, но велит мне что-то искать особого кольца, которое сможет дать особый мир душе моей. И должно это кольцо быть таково, чтобы в несчастье оно радовало меня и поднимало настроение мне, а в радости — печалило бы, кабы взгляд бросал я на него».

И погрузились мудрецы в глубокие размышления. И спустя некоторое время поняли они, какого кольца хотел властелин их от них. И принесли они кольцо царю своему. И сияла надпись на нём: «И это пройдёт».

Это невозможно

Некто проходил по кладбищу и увидел роскошное мраморное надгробие. Надпись на нём гласила: «Здесь лежит великий законник и великий любовник».

«Это невозможно, — сказал прохожий, — как могли двое оказаться в одной могиле? Любовник? Великий судья? Это невозможно!»

Вопрос

Один хвастливый богач привёл однажды суфия, чтобы показать свой дом. Он водил его по комнатам, которые были заполнены бесценными произведениями искусства, великолепными коврами и всевозможными фамильными драгоценностями. В конце он спросил:

Что поразило вас больше всего? Суфий ответил:

Тот факт, что земля в силах выдержать тяжесть столь массивного здания.

Человек, намеревавшийся стать учеником, сказал Зун-н-Нун Мисри Египтянину:

Превыше всего в этом мире я хочу быть принятым на Путь Истины. Зун-н-Нун ответил ему:

Вы можете присоединиться к нашему каравану лишь в том случае, если сумеете сначала принять два условия. Первое — вам придётся делать то, что вам не хочется делать. Второе — вам не будет позволено делать то, что вам хочется делать. Именно «хотение» стоит между человеком и Путём Истины.

Добро и зло

Магомет однажды сказал Вабишаху: «Не правда ли, ты пришёл затем, чтобы спросить меня, что есть добро и что есть зло?» — «Да, — отвечал тот. — Я пришёл именно за тем». Тогда Магомет обмакнул в миро свои пальцы, коснулся ими его руки, сделав знак в направлении сердца, сказал: «Добро — это то, что придаёт твоему сердцу твёрдость и спокойствие, а зло — это то, что повергает тебя в сомнение, хотя бы в такое время, когда другие люди оправдывают тебя».

Ссора

Магомет и Али встретили однажды человека, который, считая Али своим обидчиком, начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании довольно долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них.

Когда Али подошёл опять к Магомету, он сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?» — «Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, — сказал Магомет, — я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но, когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя — отошёл и я».

Падишах и садовник

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

Эй, старик, — обратился падишах к садовнику, — твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождёшься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну, знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

Тебе ли, властителю, понять садовника! — отвечал старик. — Ты не хочешь вспоминать прошлое — значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем — значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

Вопросы Синедриона

Спрашивал Христа член Синедриона: «Пошёл бы Ты к нам, если позовём?» Христос отвечал: «Лучше пойду на кладбище, ибо там нет лжи».

Продолжал член Синедриона: «Почему не признаёшь нас, если даже отца Твоего бракосочетал наш член?»

«Подождите, пока развалится дом ваш, тогда Мы придём».

«Зачем придёте, разрушать или сложить?»

«Не разрушение и не сложение, но очищение, ибо не обращусь к старому пепелищу».

«Как же Ты, не уважаешь праотцев своих?!»

«Новые сосуды подают на пир. Уважая деда, не пьют из его чаши».

Продавец обезьян

На корабле плыл продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те распускали паруса.

Но поднялась буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо учитель предвидел лишь ясную погоду.

Так сказал Будда, обновитель Лотоса жизни.

Вот мы пошлём семь слуг на базар принести виноград. Что вижу? Первый утерял данные деньги. Второй променял их на хмельное вино. Третий утаил их. Четвёртый не распознал зелёный виноград. Пятый, пробуя зрелость, раздавил всю ветку. Шестой отобрал умело, но толкнул и рассыпал по неосторожности. Седьмой принёс спелую ветку и нашёл листья, чтоб украсить её.

Так семеро прошли одною дорогой и в одно время.

Трепет чуткости

За окном раздался зов. Один работник отмахнулся: «Не мешай, я занят!» Другой обещал прийти, но забыл. Третий пришёл после работы, но место уже было пусто. Четвёртый при зове затрепетал и, сложив орудия, немедля вышел: «Я здесь!» Это называется трепетом чуткости.

Только это трепетание, озарённое сознанием дня и ночи, ведёт к знанию духа. Поверх рассудка открывает врата трепетанием, слышанным даже человеческими аппаратами.

Если сможете не заглушить в себе трепет чуткости — благо вам!

Отказ от собственности

Однажды ученик спросил Благословенного: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей, но не заслужил упрёка».

«Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником».

Будда постоянно советовал иметь возможно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком много времени.

Оплот верности

Повелитель спросил мудреца: «Как увидеть гнездо измены и оплот верности?» Мудрец показал на толпу разодетых всадников и сказал: «Гнездо измены».

После указал на одинокого путника и сказал: «Оплот верности, ибо одиночеству ничто не изменит».

И с того дня повелитель окружился верностью.

Познавший

К великому Познавшему пришёл ученик, желавший чудес — «после чуда уверую».

Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо.

Ученик воскликнул: «Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступени Учения!»

Но Учитель показал ему на дверь и сказал: «Теперь ты Мне больше не нужен».

Известный Риши сидел в молчании, и лицо его выражало устремление. Его спросили: чем занят ум твой? Риши отвечал: «Сейчас строю храм».

«Где же храм твой?»

«Он за двадцать переходов отсюда, и строители в большой нужде».

«Так даже в бездействии ты созидаешь?»

Риши улыбнулся: «Неужели действие только в пальцах и ступнях?»

О внимании

Однажды Благословенный Будда сказал ученикам: «Посидим в молчании и оставим глаза зрячими». По истечении времени Учитель спросил: «Сколько раз Я изменил моё положение?» Кто-то заметил десять изменений, кто-то всего три, и кто-то утверждал, что Учитель оставался недвижим.

Владыка Знания улыбнулся: «Я изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз. Пока не научимся различать действительность, не станем Архатами».

О путнике

При посадке на корабль у путника украли кошель с золотом. Все возмутились, но пострадавший улыбнулся и твердил: «Кто знает?»

Сделалась буря, и корабль погиб. Лишь один наш путник был выброшен на берег.

Когда островитяне считали его спасение чудом, он опять улыбнулся, сказав:

«Просто я заплатил дороже других за проезд».

«Имеешь сердце»

Некий отшельник вышел из своего уединения с вестью, говоря каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда же его спрашивали, почему он не говорит о милосердии, терпении, преданности, любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится».

Глиняная ваза

Один Правитель после Государственного Совета взял глиняную вазу и разбил на глазах у всех. Когда его спросили о значении сделанного, он сказал:

«Напоминаю о непоправимости». Когда мы разбиваем самый простой предмет, мы всё-таки понимаем непоправимость, но насколько непоправимы мысленные деяния!

Довольный

Один Правитель хотел найти довольного. После долгих поисков наконец нашли такого — он был нем, глух и слеп.

Аполлоний [Тианский] никогда не брал в руки незнакомых вещей. Он сперва внимательно оглядывал их, особенно же, если они были старинные. Когда один ученик хотел надеть кольцо на палец, Учитель предупредил не надевать яд. В кольце оказался сокрытым смертельный яд. Аполлоний добавил: «Такой яд ещё менее смертелен, нежели яд сердца».

Огненное небо

..Три путника увидели небо. Один увидел его крупитчатым, другой увидел капельным, третий увидел огненным. Но первый засорил глаза свои, второй продрог, но третий имел светлый и тёплый ночлег. Так народ понял три естества и мудро характеризовал их. Не убоялся путник Огненного Неба, и Огонь оберёг его среди тьмы.

Вестник

Настигнутый погонею вестник бросается с конём в самом широком месте реки. Погоня останавливается, ибо надеется, что вестник потонет, но он выезжает на берег. Преследователи для ускорения спешат к узкому месту и тонут в течении. Поистине, где узко, там опасно. Такое соображение следует применять везде. Поиски миража облегчения не приводят к подвигу. Самое трудное есть и самое доступное.

Скорпион

Однажды Акбар среди Государственного Совета велел принести Книгу Законов. На книге оказался маленький скорпион. Все советники прервали совещание и устремили взоры на маленькое ядовитое насекомое, пока слуги не уничтожили его. Акбар заметил: «Самый крошечный злодей мог прекратить суждение о государственных законах».

Воитель и отшельник

Некий воитель находился под покровительством уважаемого отшельника. После победы он пришёл к отшельнику и поблагодарил за два чудесных спасения. Но отшельник сказал: «Непризнательный воин, ты был спасён не два, но двенадцать раз. Ты не признал самых главных избавлений».

Обычно люди замечают меньшее, но не большее.

Обет молчания

Один отшельник хотел подвизаться в молчании, но, не доверяя себе, он терпеливо и накрепко завязывал себе рот. Однажды он увидел на краю утёса ребёнка, но не успел снять свою сложную повязку, чтобы предупредить об опасности. Когда он развязал себя, ребёнок уже был унесён потоком.

У одного отшельника спросили — как может он пребывать в постоянном молчании? Он очень удивился и сказал: «Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно — так много собеседников посещают меня».

Беседа со стрелком

Однажды некий ученик заметил, что Учитель беседует с прохожим стрелком. Ученик после спросил в удивлении: «Какое значение могла иметь такая беседа?»

Учитель сказал: «Спрашивал его, как он делает прочный лук и как он попадает в цель? Всегда уместно рассуждать о крепости, о меткости, об умении».

Чаша

Некий начальствующий пришёл к пустыннику, прося сказать ему об основах жизни. Пустынник начал рассказывать и во время беседы постепенно наливал воду в чашу. Начальствующий наконец заметил, что вода идёт через край, и указал пустыннику. На что тот ответил: «Правда, потому следующий раз запасись чашей большей вместимости».

Туман раздражения

Ученик приступил к Учителю с раздражением, спрашивая: «Много читал я Учение и всё же не знаю, с чего начать применять его?»

Учитель ответил: «Очевидно, тебе прежде всего нужно освободиться от раздражения. Этот туман мешает тебе видеть путь».

Отражение

Учитель наклонился над водоёмом и спросил ученика: «Что видишь?» Тот ответил: «Вижу твоё ясное отражение».

Затем Учитель указал: «Возмути поверхность мизинцем, что видишь?»

«Вижу искажённые черты твои».

«Подумай, если прикосновение малого пальца уже изменило черты, то какие искажения происходят среди тонких энергий при грубом касании».

Знаки

Великий Путник имел обычай на песке чертить различные знаки, потом сметал их. Ученики спрашивали — отчего Учитель не писал те же знаки на чём-то постоянном? Но Учитель начертил знаки на воздухе и сказал: «Вот наиболее постоянный явленный устав. Ничто не загладит эти начертания». Так Учитель разъяснял силу мысли.

Женщина была очень набожна и мечтала получить изображение Будды. Работая утром в саду, среди цветов она увидела изображение и принесла в божницу, но скоро забыла его, и Будда исчез из божницы. Женщина нашла в саду крутящийся сверкающий камень. Положила его в сундук и забыла. Камень тогда исчез. Всякое небрежение вызывает уход посланного счастья.

Стоит ли зазнаваться?

Случилось как-то дервишу обратиться к каймакаму. Возмущённый чванливостью этой чиновной особы, дервиш не стерпел:

С чего это, любезный, ты так зазнаёшься, кто ты такой?

Будто не знаешь, я — каймакам!

Ну, хорошо, а потом кем станешь?

Губернатором!

Ну а дальше?

Министром.

А ещё кем?

Садразамом.

А дальше?

Никем.

А я уже сейчас никто. И стоит ли так зазнаваться?

Тайна жизни

Давным-давно …. в незапамятные времена Бог спросил ангелов: «Где спрятать Тайну жизни?».

Один ангел предложил спрятать Тайну в глубине морей.

Бог сказал: «Это было бы слишком просто.… Наступит день, когда они доберутся до самого глубокого океана и оплывут все моря».

Тогда ангелы предложили …схоронить Тайну жизни…в Матери Земле.

Бог сказал: «И это было бы слишком просто.…Однажды они обойдут весь свет и перекопают всю Землю».

После момента молчания ангелы предложили спрятать ее на вершине самой высокой горы.

Бог сказал: «Наступит день, и они заберутся на все горы мира».

Если Тайну жизни нельзя было спрятать ни в море…. ни в Матери Земле, ни в горах, где же тогда можно ее спрятать? Может быть на звезде?

После короткого молчания Бог сказал: «Люди доберутся до 4-х частей света, до самых глубоких морей и высочайших гор и даже до звезд раньше, чем познают самих себя, поэтому Тайна жизни должна быть спрятана в них самих».

Категория: Притчи и поучительные истории | Просмотров: 1196 | Добавил: Админ | Теги: Хорошие притчи, возможность взглянуть на мир иначе
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]